БАШКИРСКИЙ МЁД КАК ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЙ БРЕНД.

Кто не слышал про башкирский мёд? Об этом чудесном и полезном лакомстве знают далеко за пределами республики и России. Именно о нем когда-то пел Юрий Шевчук, воздавая хвалу своему Отечеству. Что и говорить, даже в рационе космонавтов башкирский мёд присутствует на протяжении 10 лет. О том, как рождается этот поистине легендарный продукт и как у него появилось лицо, — в интервью с Сергеем Мулюковым, основателем и руководителем компании «Башкирские пасеки+».

— Сергей, расскажите, с чего всё начиналось?

— В начале 2000-х я закончил президентскую программу подготовки управленческих кадров. Апогеем этого была стажировка во Франции. Я два месяца проучился в Леоне. Уникальность процесса была в том, что за это время мы посетили 40 предприятий из разных отраслей. Учебный процесс строился по следующему алгоритму: в первой половине дня нам давали теоретическую часть, а после обеда мы ехали на то или иное предприятие. Там воочию наблюдали, как реализовано то, о чем нам рассказали в теории. Важно, что преподавателями выступали не профессора и академики, а действующие успешные бизнесмены. На примере разных отраслей нам показали единые механизмы ведения бизнеса. Вот это было очень интересно. Мне запомнился профессор Жиль Милле, который был сторонником теории: что нужно изучать сильные стороны той территории, где ты родился, живешь, работаешь, и их ставить во главу угла. То есть свои бизнес, жизнь и философию нужно выстраивать, исходя из тех ценностей, которые присутствуют на этой территории. Вернувшись в Уфу, я понял, что не смогу быть прежним. Тогда я был коммерческим директором одной из компаний по продаже бытовой химий и косметики. На основе новых полученных знаний и ценностей, я начал изучать Башкирию: какие наши сильные стороны, какие вещи есть в пассиве и в активе. У многих республика ассоциируется с мёдом. Я загорелся этой идеей: развивать башкирский мёд. Это сформировалось в проект, концепцию. В 2004 году я начал делать первые шаги в этой области. Три года я изучал все с нуля, нарабатывая знания и компетенции. В одном из холдингов я был руководителем проекта «Башкирский мёд». Полученный опыт позволил мне запустить торговую марку «Медковъ». Это был первый сертифицированный башкирский бренд, который имел узнаваемость. У башкирского мёда появились имя, узнаваемая геометрия бренда, цветовая гамма, эффект визуализации. Это был первый шаг рынка башкирского мёда к бренду. В 2007 году появилась компания «Башкирские пасеки+» с одноименной торговой маркой, учредителем которой я и являюсь.

— Как позиционируется бренд «Башкирские пасеки+» в отличие от запущенного ранее «Медковъ»?

— Бренд «Башкирские пасеки+» претендует и ассоциируется с премиальным сегментом. Мы говорим, что лидеры в этой области и наш мёд имеет наивысший статус. Если потребителю нужно безоговорочное качество — есть прямое предложение. 

— В чем уникальность бизнес-процессов, которые вы применяете в компании?

— Мы единственная коммерческая структура, которая имеет собственную независимую лабораторию, работники которой подчиняются непосредственно мне. Таким образом мы можем гарантировать качество на каждом этапе: на входе, когда мёд «распускается», фильтруется, расфасовывается, упаковывается. У нас заключены многолетние договоры с 1000 пчеловодов Башкирии, с которыми мы работаем на постоянной основе. Благодаря лаборатории у нас есть «архив» мёда. С его помощью мы может отслеживать качество сырья. Пчеловод не сможет нас обмануть, подсунув другой мёд. Один раз сданный мёд попадает к нам в базу. Мы можем сравнить состав и определить место происхождения мёда. Это позволяет четко контролировать качество и исключать все варианты попадания к нам подделок, некачественного сырья или мёда из других регионов. У нас также есть своя пасека на 200 пчелосемей. Она дает нам статус предприятия полного цикла и сельхозпроизводителя, а также позволяет проводить научные эксперименты и отрабатывать производственные методики. Нашим предприятием разработан и принят внутренний ГОСТ на мёд. Имея лабораторию, мы можем изучать, видеть, управлять качеством входного сырья и уже диктовать свои условия поставщикам и партнерам. Мы работаем по межгосударственным ГОСТам в рамках таможенного союза и приняли свой внутренний ГОСТ, который жестче в 1,5-2 раза по тем или иным сортам мёда. Это позволяет из лучшего выбирать лучшее. Мы отсекаем некачественный или мёд среднего качества.

— Вы стремитесь в своем деле быть лучшим, но вот космонавты едят не Ваш мёд. Почему?

— Мы находимся в сообществе и более эффективны в составе профессиональной отраслевой ассоциации. С 2011 года работает Межрегиональная ассоциация координации деятельности крупных переработчиков мёда, пчеловодов и ученых республики. Её основная задача — лоббировать интересы пчеловодов, в том числе и на законодательном уровне. Наш регион первый, принявший закон о пчеловодстве. Кроме того, ассоциация занимается продвижением местных пчеловодов, внедрением новых современных технологий в пчеловодство, созданием республиканских и федеральных программ развития пчеловодства, популяризацией потребления мёда среди населения. Один из моих соратников по ассоциации, хоть он и конкурент на рынке, поставляет свою продукцию на МКС и для реабилитации космонавтов на протяжении 10 лет. Он уже эту нишу занял. Мы очень рады, так как это наше общее достижение. Наш коллега является эксклюзивным поставщиком в космос — это преимущество и заслуга всей нашей ассоциации, республики. Здесь не стоит задача создать ему конкуренцию. Главное, чтобы это достижение сохранилось, было, не прекращалось. Это очень важно.

— «Башкирские пасеки+» стали поставщиком продукции в Китай. Насколько перспективно данное экспортное направление

— Благодаря кризисным явлениям, санкциям и контрсанкциям, резкому скачку курсов иностранных валют, наш мёд стал доступнее (по цене) для зарубежных потребителей и партнеров. Мы начали экспортировать его в Китай. Первая поставка ушла еще в июле 2014 года. Компания «Башкирские пасеки+ » попала в реестр российских организаций Россельхознадзора, которые имеют право экспортировать свою продукцию в Китайскую Народную Республику. Мы стали первой такой компанией из Башкирии. На данный момент мы поставили в Китай более 120 тонн фасованной продукции. Сегодня с утра пришел очередной заказ. Опыт показал, что наша продукция попала в нужное русло. Она востребована. Сейчас идет нарастающий спрос. Китай — это очень перспективный рынок. По моим данным, сейчас там сформировался средний класс: около 200 млн человек богатых и очень богатых людей. Они могут себе позволить потреблять очень качественную продукцию. 

— Китайцы покупают конечный продукт или сырье?

— Мы не продаем мёд как сырье — это стратегия нашей компании. Наша ценность — элитный качественный мёд в хорошей упаковке с узнаваемым дизайном. Это наши правила игры. Но мы пошли дальше. Два наших китайских партнера попросили разработать для них бренд, торговую марку, фирменный стиль. Они подготовили техзадание, в котором указали, что хотят видеть на этикетке и упаковке. Наши дизайнеры все это правильно «упакуют». В готовом виде они зарегистрируют эту торговую марку у себя в Китае, получив полную защиту государства от подделок. Мы будем производить наш продукт, маркируя новым брендом. При этом учитывается китайская специфика, ожидания местных потребителей. Башкирский мёд они уже распробовали. Спрос есть. Цена, по которой мы поставляем, самая высокая. Мне с экономической точки зрения выгоднее продавать мёд не в Башкирии, а в Китае.

— Сегодня активно развиваются электронные торговые площадки типа AliExpress, где можно купить всё от электроники до продуктов. Не планируете ли выйти на зарубежные рынки через них?

— Нет. Я для себя это направление отсёк. Также отказался от создания интернет-магазина. Мы несколько раз пробовали, поняли, что с этим потоком не справляемся. По нашим бизнес-процессам, не выгодно создавать новую структуру. Я отдаю это или на аутсорсинг, или моим партнерам. На данный момент работает три интернет-магазина в России, для которых наша компания осуществляет оптовые поставки. 

— А как же Европа?

— Рынок Евросоюза очень интересен. Мы проводили переговоры с рядом компаний Германии, Болгарии, Франции. Они изучали качество наших продуктов. Им очень нравится. На фоне курсов евро и доллара, наша продукция стала более доступной. Но в Евросоюзе свои ГОСТы на мёд и они жёстче, чем российские. Это выяснилось в процессе переговоров. На ряд лабораторных параметров ГОСТы таможенного союза имеют меньшую оценку, в частности на антибиотики. Пока ни одна из лабораторий России не может провести исследование по международным стандартам. Поэтому мы не видим, какого качества (по европейским стандартам) продукцию даем. Соответственно, на данный момент поставки в Европу невозможны. Для решения проблемы мы обратились к правительству республики и доказали необходимость создания в Башкирии лаборатории, имеющей международную аккредитацию. Так мы сможем развивать пчеловодство за счет новых рынков сбыта. Сейчас решается вопрос по смете, какой вариант лабораторного оборудования приобрести. Также власти выберут оператора, на базе которого будет действовать лаборатория.

— Как продвигается бренд «Башкирские пасеки+»? Кроме фирменных магазинов Вашу продукцию почти не встретить в торговых сетях.

— У нас есть четкая стратегия по развитию и продвижению на российском рынке. Она предполагает узнаваемость бренда и эксклюзивность. Когда мы входим в тот или иной субъект Российской Федерации, стараемся изучить, проанализировать этот регион, выявить его лидеров. Стараемся делать ставку на определенного лидера. Это какой-то крупнейший дистрибьютор, который за счет своей лидерской позиции покрывает всю территорию, либо локальная сеть, имеющая достаточное количество торговых точек. Благодаря этой стратегии мы предоставляем качественный уникальный продукт, который дает конкурентное преимущество игроку на выбранной территории. Он может своим клиентам предложить товар, который есть только у него. Это четкие эксклюзивные отношения. Заключив такое соглашение, мы выносим мораторий на год-полтора о постаках продукции только ему. Так мы даем возможность партнеру развить наш бренд, не боясь, что кто-то начнет демпинговать. В Уфе стратегия была применена на супермаркетах «Матрица». Это правило действовало с 2007 по 2015 годы. С 2016 года еще одним партнером в регионе станет сеть супермаркетов «Байрам». Также наша продукция присутствует в сувенирных магазинах, гостиницах, аэропортах, вокзалах.

— На уровне правительства и в СМИ иногда пытаются озвучить проблему развития бортничества в Башкирии. Именно бортевой мёд когда-то стал брендом республики. Как обстоят дела с этим, и что предпринимает Ваша компания в этом направлении?

— Я неделю назад приехал с Бурзянского, Ишимбайского, Белорецкого районов, где общался с бортевиками. Там есть колодные пасеки. Я непосредственно участвовал в процессе сбора бортевого мёда от диких пчёл. Наше профессиональное сообщество это ставит одним из приоритетных вопросов. Мы пошли более глобальным путем — дать возможность, выстроить некоторый трамплин для масштабного развития башкирского пчеловодства. У нас на самом деле очень серьезный потенциал для роста. Сегодня в республике производится около 1% мёда от возможного объема. При этом, его также мало потребляется. Поэтому важно не только развивать производство мёда, в том числе и бортевого, но и находить новые каналы сбыта, прививать культуру потребления мёда. Один из таких шагов на пути к этому — проведение в Уфе конгресса «Апимондия» в 2021 году. Если это произойдет, это будет мощный толчок в прорыве отрасли.

— Расскажите о дальнейших планах.

— У нас запускается проект безалкогольных сиропов на основе башкирских мёда и растительного сырья, производство безалкогольных бальзамов, фасовка чаёв на базе башкирских трав. Еще одной новинкой станут корпоративные подарочные решения. Также в планах проект апикосметики: кремы, мази, шампуни, эмульсии на базе мёда и пчелопродуктов. Для этого уже приобретенная отдельная производственная линия. Отдельно стоит сказать о проекте «Школьный мёд». Об этом в частности на протяжении трех лет говорит глава региона Рустем Хамитов. Необходимо сделать так, чтобы наши школьники и дошкольники ели башкирский мёд. Это нужно для оздоровления нации, правильного питания. Примером служит аналогичный проект в Белгородской области, реализуемый на протяжении трех лет. Результатом стало 40-процентное сокращение заболеваемости в осенне-зимний период, примерно настолько же повысилась успеваемость.

— Что Вас вдохновляет? Кто пример для подражания среди уфимских коллег, российских и мировых бизнесменов?

— Вдохновляет то, что мы получаем большое количество писем от покупателей. Ко мне подходят лично и благодарят за качественный продукт. Проведу параллель: Расима Асгаровна Мусина, руководитель группы компаний «Пышка», их девиз — «Готовим как для себя и своего ребенка!». Это и есть те ценности, которыми необходимо руководствоваться. Для меня их пример очень важен. То же самое — Михаил Кумпан — фанат своего дела. Он эксперт по кофе и у потребителя очень четкая в этом смысле ассоциация. Если ты хочешь получить очень качественный кофе в регионе — это сеть пиццерий и кофеен «Кумпан». Если говорить про федеральных звезд, то для меня примером служат Тиньков и Коркунов. Люди, которые, имея очень сильную харизму, при помощи энергетики и узнаваемости своего образа и фамилии продвигают свои бизнесы. Это очень показательно. Те или иные элементы наша компания уже использует в работе много лет. Если говорить о всемирно известных людях, на которых хочется равняться, конечно, это Стив Джобс. Ему удалость создать такую ценность для потребителя, которая является безоговорочной.

— Что посоветуете тем, кто хочет начать или уже открыл своё дело?

— Стать экспертом. Иметь самую высокую компетенцию в той области, где ты хочешь реализоваться. То есть стать лидером того, чем ты занимаешься. Чтобы твои фамилия, образ, бренд, продукт стали нарицательным именем, связанным с этой отраслью. Как Xerox — это ксерокопирование, Pampers — памперсы. Быть в своем сегменте номером один. Запланировать временной диапазон, год-два, и к этому идти. Если не получается, возможно, это не тот сегмент, что-то ты не дорабатываешь, не хватает энергетики, которая позволила бы быть безоговорочным лидером. Значит, тебе нужно уйти в другой сегмент, найти свою нишу. Пусть это будет локальная, более узкая ниша. Нужно фокусироваться, не нужно распыляться. В этом успех. Это применимо как бизнесу, так и к наемному труду. Можно быть номером один в своей профессии. Например, самый лучший главный бухгалтер — наемный сотрудник, но настолько успешный, что это сказывается на его зарплате и соцпакете. Можно взять любую отрасль. Если найти в Уфе самого лучшего электрика, выяснится, что этот человек успешен, самодостаточен и счастлив. Именно вот таким нужно быть. Когда ты поднимаешься на вершину, важно учиться у самых лучших в этой области с тем, чтобы потом их превзойти. Не надо гнушаться быть подмастерьем. Человек несчастен, если он всю жизнь живет и думает, что наступит момент, когда все будет хорошо. А сейчас, да, я как-то существую, я куда-то плыву. Нужно ставить четкие цели, временные рамки достижения чего-то. Должен быть экспертный статус во всем.

— Посоветуйте нашим читателям, какой мёд и для чего лучше применять.

— Любой натуральный мёд — это благодатный продукт. Его употребление идет только на пользу. Чтобы он работал и помогал, принимать его нужно регулярно. Нельзя съесть одну ложку мёда и сразу оздоровиться. Каждый человек, я гарантирую, почувствует эффект воздействия мёда и пчелопродуктов, если он начнет есть их регулярно. Минимальные период — две недели. Если на протяжении этого времени съедать хотя бы по чайной ложке в день, можно почувствовать эффект на себе. Нормализуются процессы внутри организма, вы станете более устойчивы к некоторым заболеваниям, улучшится настроение. Однозначно! У каждого сорта башкирского мёда есть своя узкая специализация. Например, сборно-цветочный мёд — это природный иммуномодулятор. Липовый мёд хорош для профилактики и лечения простудных заболеваний. Гречишный мёд обладает кроветворной функцией. Благодаря большому содержанию железа повышает гемоглобин и обновляет кровь. Я бы выделил еще донниковый мёд. Его уникальность в том, что он разжижает кровь, укрепляет стенки сосудов. Особняком стоит бортевой бурзянский мёд. Он обладает свойствами всех других медов, а содержание полезных веществ в нем на порядок выше. Так как он очень дорогой, я рекомендую покупать его только у проверенных поставщиков, одним из таковых является наша компания «Башкирские пасеки+».

Справка 

Компания «Башкирские пасеки+» была основана в 2007 году. На данный момент это пять торговых точек в Уфе, своя пасека на 200 пчелосемей, собственная лаборатория, более 1000 пчеловодов, с которыми ведется долгосрочное сотрудничество, свыше 250 товарных позиций (их число каждый год увеличивается на 20-30), 45 сотрудников. Каждый год компания показывает 40% рост финансовых показателей. Продукция «Башкирских пасек+» представлена не только на территории Башкирии, но и во многих городах-миллионниках России, а также в Китае и Канаде. Объем производства около 420 тонн готовой продукции в год.

Реклама