Как создать частный питомник?

Определение питомниководства. 

Питомником можно считать предприятие, независимо от форм собственности, размеров и специализации, производящее растения (саженцы для дальнейшего их использования в качестве посадочного материала), либо улучшающее качество таких растений.
Практически питомниководство , как и садоводство является одной из самых древних профессий. С тех пор, как наши предки выбросили возле своей пещеры остатки плодов вместе с семенами и те взошли и дали ростки – именно это событие и можно считать рождением питомниководства.

Некоторые зарубежные экономисты ставят питомниководство на четвёртое место по прибыльности после торговли оружием, наркотиками и проституцией.

Однако есть и другая точка зрения – если хочешь разориться надёжно – займись сельским хозяйством (питомниководством).

Одно можно сказать определённо – из всех отраслей сельского хозяйства питомниководство является наиболее капиталоёмкой, материалоёмкой, наукоёмкой, требующей наиболее квалифицированных кадров. 

Пример: лаборатория микроклонального размножения с использованием высокотехнологичного оборудования, небольших площадей культивационных сооружений позволяет производить миллионы растений высших категорий качества вне зависимости от времени года, погодных условий и т.д.


Потребность в продукции питомниководства. 

В настоящее время по разным статистическим данным например в России, насчитывается от 200 до 300 питомников, производящих плодовые и ягодные культуры всех форм собственности. Все они производят от 4 до 10 млн. шт. саженцев плодовых культур, 4 млн.шт. ягодных и около 15 млн рассады земляники. Отмечается низкое качество выпускаемого посадочного материала. Для сравнения только питомники одного из центральных районов дореволюционной России выпускали большее количество саженцев, имели общий печатный каталог выпускаемой продукции. Не лучшим образом обстоит дело и с декоративными растениями. Рост городов, ухудшающаяся экологическая обстановка, возрастающие психо-эмоциональные нагрузки требуют увеличения площади зелёных насаждений на каждого городского жителя. В городах Европы этот показатель равняется приблизительно 40 кв.м и является одним из основных критериев оценки качества жизни.   

Голландия с её небольшой территорией имеет около 1500 питомниководческих хозяйств, ( не считая мелких с размером питомника менее 0,5 га).

Все питомники можно подразделить : на   
1. Промышленные, с производством товарной продукции для продажи, независимо от форм собственности)
2. Вспомогательные (при ботанических садах, городских или ведомственных зонах отдыха, коллекционных насаждений, исторических объектах и т.д.).
В зависимости от форм собственности и ведомственной принадлежности : личные, частные, государственные (МСХ), железных дорог, коммунальных служб, лесные и т.д.

Специализация питомниководства

 По культурам или группам культур:
— плодовые, ягодные
-декоративные ( хвойные, лиственные деревья и кустарники, травянистые однолетники, травянистые многолетники, растения для альпинариев и каменистых садов, вересковые и рододендроны, лианы и т.д.).

 По способам размножения
-семенные
— вегетативное ( укоренённые зелёные и одревесневшие черенки, привитой посадочный материал, от водки, деление кустов и т.д., лаборатории микроклонального размножения).
— питомники, выпускающие исключительно материал с закрытой корневой системой или использующие выращивание в почве открытого или защищённого грунта, либо сочетающие в технологической цепочке обе этих технологии.

— по возрастным категориям:
1-3-летний посадочный материал
-3-7-летний
-4-12-15 и более лет (формованные саженцы, подвергшиеся подрезке корней и нескольким перевалкам.

Основные организационные моменты, которые необходимо учитывать при планировании выпуска саженцев:

Анализ рынка сбыта, планирование основных затрат и доходов, изучение потребительского спроса, наличия аналогичной продукции на рынке и т.д.

Организация территории и выбор участка:

 — расположение земельного участка (непригодны понижения, котловины, крутые склоны любых экспозиций, тяжёлые, заплывающие почвы, загрязнённые почвы, почвы с присутствием карантинных болезней и вредителей, участки с отсутствием источников воды для полива, защищённость от ветров и т.д.
— выбор конкретной технологии размножения.
— подбор квалифицированных кадров, агрономическая служба, анализ источников рабочей силы, ведение питомниководческой документации ( книга питомника, схема маточников, апробация маточных растений и растений в питомнике)
-Возможности механизации технологических процессов.
-доведение саженцев до потребителя ( упаковка, этикетировка, выпуск растений с ЗКС, площадка для реализации;
— взаимодействие с Государственными структурами (фискальные органы, сельхознадзор, станции защиты растений, госсеминспекция.)
Вопросы стандартизации продукции, её сертификации, получение свидетельства и заключения об отсутствии карантинных объектов на территории питомника, получение разрешительной документации для пересылки в другую область ( межобластной карантинный сертификат), Государственный реестр селекционных достижений, лицензирование ( приобретение неисключительных или исключительных лицензий на право размножения и реализации запатентованного посадочного материала) в соответствии с законом об охране авторских прав и селекционных достижений.

Принципиально возможны 2 пути развития питомников : длительное постепенное наращивание объёмов производства. Как правило, такие питомниководческие хозяйства возникают на основе семейных фермерских хозяйств, десятилетиями завоёвывая себе имя и клиентов на рынке.;
— вложение крупных денежных средств, приобретение земли, техники, освоение тенологий, наём квалифицированных специалистов. 

Пример питомниководческого хозяйства Савватеевых, питомники Гавриша. – более редкий случай, т.к. это длинные деньги и окупаемость вложений начинается через несколько лет; однако есть возможность учесть мировой и отечественный опыт и организовать производство на самом высоком техническом и технологическом уровне.

-наконец питомники исторически сложившиеся (бывшая госсобственность) – питомники горзеленхоза, Минсельхоза – крупные базовые хозяйства, лесные питомники – переживают далеко не лучшие времена в связи с переделом собственности.
На данном этапе развития питомниководства нет и не может быть речи о какой либо конкуренции между отечественными производителями.  

Вне зависимости от размеров, специализации (или отсутствия таковой), ведомственной принадлежности все питомниководческие хозяйства сталкиваются с одним и тем же кругом проблем. 
Необходимость решения одних и тех же вопросов привела к мысли о необходимости объединения питомниководческих хозяйств в ассоциацию. 
Работа такой ассоциации заключается в следующем – тесный контакт с руководством Минсельхоза по вопросам сертификации продукции, получения карантинных сертификатов, стандартизации продукции питомниководства, сотрудничество в вопросах совместного снабжения хозяйств расходными материалами, исходными растениями, обмен информационными данными, совместное участие в выставках, выездных семинарах, днях открытых дверей, налаживание горизонтальных связей между питомниками с целью более глубокой кооперации и превращения отечественного питомниководства в конкурентноспособную отрасль сельского хозяйства. 

Реклама