Маркетинговая фальсификация мёда.

Я умышленно применил тавтологию в названии статьи. Цель простая, привлечь внимание к не так давно возникшему, но быстро распространившемуся явлению. Дело касается маркетинговой фальсификации мёда — одной из разновидностей фальсификации мёда. Что это такое, сейчас разберёмся. В начале «проштудируем» четыре маленьких скучно-научных абзаца.

Маркетинг.

Существует такая хитрая наука о торговле – маркетинг. В ней применяется понятие – брендинг. Это процесс создания имиджа бренду, т.е. особого представления о чём-либо (в нашем случае о мёде) через формирование добавочной цены, эмоционального и рационального обещания сверхполезности продукта, что сделает его более привлекательным для потребителя. Если говорить в этом плане о мёде, то все понимают, что он ещё прапрадедами давным-давно «раскручен». Тем не менее, и в настоящее время для эффективного брендирования часто используется узнаваемый персонаж (пчела, медведь). Одним из подвидов бренда является дженерик — продукт, имеющий в названии некое обобщение, («липовый мёд» или «Мёд Башкирский» и др).

Брендинг.

Идём дальше. Все бренды появляются, когда существуют два условия. Первое – потребности рынка удовлетворены предложением товаров. Второе условие – качество товара соответствует запросам покупателей. Если потребности на мёд вырастут, то возникнет нехватка товара, а значит наличие дополнительных качеств, большой роли не сыграет. Создавать бренд не будет смысла. Тут мы должны согласиться, на настоящий момент количество мёда примерно соответствует сформировавшимся на данный момент потребностям. При таких условиях товар любого производителя равен любому другому. Значит – надо что-то делать.

Чтобы товар был более конкурентоспособным и желательно дорогостоящим по сравнению с другим таким же товаром надо повысить имидж именно своего продукта. Добиться этого можно, добавив такие качества товару, которых нет у товара другого производителя.

Управление брендом.

Тут в дело вступает «бренд менеджмент». Он подразумевает использование маркетинговых техник с целью наращивания ценности бренда для покупателя. Видоизменив полезные, а проще всего эмоциональные характеристики продукта, можно повысить имидж своего товара. А в целом поднять конкурентоспособность и увеличение продаж всего спектра продуктов, имеющихся в наличии.

К чему мы пришли? Надо поменять внутреннее содержание (качество, полезность, рациональность) и содержание внешнее — эмоциональный облик (наименование — дженерик). Вот «специалисты» всё и меняют. Только как?

Бренды мёда.

К настоящему времени у мёда уже сформировался ряд брендовых имён. Мёд под этими брендами отличается своими свойствами. Как внешними, так и внутренними. Соответственно у разных имён и разная цена. Самые известные и распространённые: Башкирский липовый, Дальневосточный липовый, майский, акациевый, липовый (просто), гречишный, подсолнечный, кипрейный и ряд других сортов, названия которых у всех на слуху. Кроме распространённых сортов, имеются и реже встречающиеся. 

Стремление сделать свой товар особенным и хорошо продаваемым – это нормально. Но природа всё своё особенное уже сделала. Тогда надо «переплюнуть» её. В результате: неуёмное желание дельцов начинает входить в противоречие с естественными науками.

Фальсификация наименований мёда.

В последнее время на медовых рынках и ярмарках появилось большое количество наименований мёда, которые логически привязать к мёду не возможно ни как. Как это понимать? Это значит, что мёд с такими названиями-характеристиками существовать не может. Наука биология этого не допускает.

Новые наименования обычно имеют привязку к растениям, местности или пчёлам. Самое распространённое имя, не требующее большого ума и фантазии, связано с названием растения. Кто не знает такое почтенное дерево как кедр? А исконно русскую берёзку с её серёжками? Что тогда говорить о земляничной поляне? Но хочу Вас разочаровать. Увы, ни с первого, ни со второго, ни с третьего Вам мёда попробовать не удастся. Его не существует. Почему? По законам биологии. Что они нам говорят? У-у, что только они не говорят! Кто бы слушал?

Абсолютно фальсифицированные бренды.

Законы биологии делят все растения на мохообразные и сосудистые. Мхи не цветут. Тут с мёдом, дело — «труба». Сосудистые: псилотовые, плауновые, ужовниковые и всем известные папортники и хвощи тоже цветков не имеют. Здесь нам так же мёд «не светит». Из сосудистых остаются только семенные. Но вот незадача. Они не все со «свадебными» цветами. Так у класса семенных папортников, гинковидных, гнетовидных, саговниковидных и хвойных цветов нет. Таким образом, ни елового, ни соснового, ни пихтового, ни кедрового, ни можжевельникового, ни кипарисового, ни с лиственницы, ни тисового, ни с красного дерева и прочего, с хвоёй связанного, мёда нет и существовать его не может уже по определению. В подтверждение данного скажем, что органами размножения хвойных растений являются спорообразующие органы видоизменённые побеги — стробилы. В просторечии их называют «соцветиями», правда, с точки зрения ботаники это некорректно, так как стробилы не являются цветами. Дальнейший процесс появления шишек нас не интересует. Про истину знают ботаники, а те, кто дал «хвойные» имена сортам мёда и те, кто покупает такой мёд, об этом даже не задумываются.

Мёд недоступен по ботаническим и биологическим причинам.

Для получения мёда, остаются покрытосемянные или цветковые растения. Но и там не всё в пользу мёда. Оказывается, не все цветковые могут выделять нектар в необходимом количестве — раз, занимают не такие большие площади, как того требуется — два, да ещё и цветут не в то время, когда надо — три. Зато названия мёда есть всякие. Так чего не может быть?

Первоцветы.

Во-первых, придётся «облизнуться» в отношении мёда с названиями всех первоцветов. Ответ простой – ещё нет того количества пчёл, чтобы собрать мёд. Кроме того, подавляющее большинство ранних цветов имеют слишком низкую нектароносность. Среди них выделяются такие известные многим названия, как гусиный лук, подснежник, мать-и-мачеха, куриная слепота, ветреница, фиалка, хохлатка, прострел и масса других. Реального мёда с наименованиями любых, только что появившихся из-под снега, весенних цветов, быть не может. Не будет мёда и с растений цветущих хоть и на юге, но зимой, например с фундука.

Пыльценосы.

Во-вторых, невозможно отведать мёд с растений, не выделяющих нектар вообще или присутствующий в них в микроскопических количествах. Некоторые из них могут являться замечательными пыльценосами и активно посещаться пчёлами, но мёда с таким названием мы не получим. Перечислим растения-пыльценосы, которые находятся «у всех на слуху». Это — берёза, ольха, орешник (лещина), граб, облепиха, грецкий орех, бук, тополь, осина, шиповник, кукуруза, щавель, подорожник, ромашка, мак, адонис, очанка, люпин и другие. Иногда пчёлы собирают пыльцу даже с лебеды, конопли, полыни, осоки, злаковых и хвойных. Однако мёда со всех этих растений не существует.

Низкая медоносность (нектароносность) растений.

Другую группу растений, не способных дать одноимённый мёд составят виды, обеспечивающие поддерживающий взяток. Они широко распространены, но имеют мизерную или не высокую нектароносность. Приведём в пример самые известные названия растений. Потому что, как правило, именно расхожие названия применяются в качестве имен «новых» сортов мёда. Это – дуб, вяз, земляника, клубника, виноград, вероника, гвоздика, девясил, колокольчик, кукушник, незабудка, подмаренник, чистец, чертополох, череда, тысячелистник, таволга, гравилат, гусиная лапчатка, кровохлёбка, сныть и пр. К этой категории относятся и подавляющее большинство растений, произрастающих по рекам и болотам. В этот список войдут всем известные белые лилии, жёлтые кувшинки (кубышки), а так же сусак, белокопытник, вахта, горец, частуха и т. п.

Средняя медоносность растений и малочисленность пчелиной колонии весной.

Ещё одну группу составят медоносы с достаточно средними показателями выделения нектара. У этих растений другая беда. Они цветут не в то время. Когда вокруг и без них — цветущий рай. Поэтому пчёлы предпочитают посещать другие растения. Это касается в первую очередь ряда фруктово-ягодных насаждений. В качестве ярких «неудачников» можно назвать грушу, крыжовник, смородину, тёрн. В это время пчёлы стараются посещать небольшое количество растений, имеющих самую высокую нектароносность. Мёд под перечисленными названиями мы не получим.

Редкие виды растений.

В виду «очень тяжёлой» ситуации с «новыми» сортами мёда, отдельно скажем по поводу женьшеня, родиолы розовой (Золотой корень), копеечника чайного (Красный корень). Эти уважаемые растения не занимают гектары угодий, чтобы можно было получить с них хоть какой-нибудь мёд. Старатели месяцами ходят корешки того же женьшеня ищут. Сотни квадратных километров пешком «намотают», но соток и гектаров сплошных зарослей не встречают. Поэтому натурального мёда с таких растений мы не увидим.

Ядовитые растения.

По ряду причин не будет мёда и с преимуществом таких растений, как зверобой, белена, чернокорень, борец, живокость, аконит, всех лютиковых и ряда других. Основная причина – ядовитость растений. Пчёлы, собиравшие с них нектар и пыльцу, погибают в течение нескольких часов. Поэтому принести много нектара они не смогут. Кроме того большинство этих растений занимают небольшие площади, а у некоторых и срок цветения всего лишь 1 – 2 дня. Надо иметь в виду и следующий нюанс. Мёд, имеющий присутствие примесей нектара с этих растений, может вызвать отравление у людей.

Украина не Африка.

И последний случай — самый тяжёлый. Возможно, для кого-то это будет открытие, но в Украине нет зарослей и плантаций бананов, авокадо, ананасов, киви, кофе, какао и прочих тропических съедобных и не съедобных плодов. На Кавказе могут расти апельсины, мандарины, лимоны и мёд с них называется померанцевым. Другого тропического мёда пчелы цетральной Евразии произвести не в состоянии.

К этой строчке данной статьи мы перечислили большую часть названий растений, в отношении которых уже проявились массовые вызывающие случаи мошенничества с названием мёд.

«Двойка» по физической географии.

Рассмотрим другую попытку изменения внешнего облика товара. Она связанна с обращением особого внимания покупателя на местность, в которой якобы данный мёд производился. Самые ходовые названия — таёжный и горный. Проблема заключается в том, что например, таёжный мёд весь сильно начинает пахнуть хвоей. Хотя мы знаем, что хвойные породы нектара не дают. В таёжной зоне Сибири пасеки размещаются в основном по берегам рек. Подавляющее большинство нектароносов, за небольшим исключением (дягиль и ряд других), те же самые, что и в европейской части (клевер, малина, кипрей и пр). На Алтае, в Саянах, в Забайкалье хоть и горы и тайга есть, но с медоносами та же картина. Имеются свои изюминки (соссюрея, маралий корень и пр.), а в основном, как и везде – душица, клевер, акация и т.п. Тем не менее, ввиду малой осведомлённости населения в вопросах ботаники и районирования различных видов растений хвойные фокусы с «таёжным» мёдом проходят. В горной, степной, таёжной, пойменной или другой местности растут реальные медоносы, а не фантастические. Хорошо когда пчеловод указывает именно их.

Хитрый брендинг.

Есть ещё одно «хитрое» название — дикий мёд, правильнее сказать мёд диких пчёл. В данном случае речь идёт об обычных домашних пчёлах, улетевших роем с пасеки и поселившихся в дупле дерева. Бывает, изредка пчеловоды находят такие семьи. Мёд действительно вкусный, каким и положено быть мёду с разнотравья, но его всё равно мало, даже для самого пчеловода. Говорить о том, что он им сто человек накормит или купить его на рынке — пустая трата времени.

Метод кота Базилио и лисы Алисы.

Нельзя давать названия мёда по названию предметов, на которые пчела села отдохнуть или испорожниться. Бывает, пчёлы собирают свежую краску с крыш и заборов, а затем покрывают ею сверху прополис. Однако это не означает, что в улье будет мёд крышевой (крышовниковый) или заборный (забористый).

Разнообразие методом купажирования.

Остаётся ответить на вопрос, откуда берутся разнообразные вкусовые ощущения у всех этих сортов мёда. Самый простой и безопасный для здоровья способ – это купажирование разных сортов, в результате чего появляются иные вкусы и названия. В данном случае продавец всего лишь исполнил неисполнимые сумасбродные пожелания покупателя, который – «всегда прав». Тут надо отметить, что купажирование ни когда не запрещалось. Оно поощрялось и всегда применялось для улучшения вкусовых качеств продукта. Гораздо хуже обстоит дело, если применяются идентичные натуральным или синтетические ароматизаторы, экстракты, красители, загустители и прочие атрибуты современных продуктов питания. Понятно, что тут не просто «таится», а именно находится опасность для здоровья, так как мёд в основном и приобретается с целью его поддержания.

Изготовление составного продукта.

Другой, указанный в начале статьи, способ реализовать свой товар быстрее и дороже можно, изменив его внутреннее содержание — качество, полезность, рациональность. Всем понятно, что других качеств, кроме тех которые уже есть у мёда, ни откуда взяться не может, если туда что-то не положить извне. Вот и кладут. Существуют в продаже мёд трутнёвый, прополисный, с маточным молочком и пр. Однако мало кто знает, что тут возникают проблемы, которые влекут серьёзные правовые последствия. Не смотря на то, что во всех перечисленных продуктах представлены продукты пчеловодства, сам товар в данном случае является искусственно созданным. На такое наименование товара должны быть разработаны и утверждены технические условия (ТУ) его производства. То есть, чего и сколько, в какой пропорции и какого качества положено, каковы условия хранения, пользования и пр. В том числе указывается кто это всё положил и кто отвечать будет в случае каких-либо последствий. Это правильно. Дело вот в чём. Мёд с личинками трутней всего лишь обогащён белком и не чего плохого вроде не принесёт. А вот прополисный мёд надо принимать уже с большой осторожностью, возможны серьёзные осложнения. Если говорить о мёде с маточным молочком, тут другая каверза. Маточное молочко может храниться некоторое время, но только в темноте при отрицательной температуре – это раз. Мёд, являясь достаточно активным биологическим продуктом (разнообразные кислоты) при соединении просто нейтрализует многие полезные качества маточного молочка — два. Находясь, длительное время на прилавке «новые» качества такого мёда превращаются в пустышку – три. Вообще-то, согласно рекомендациям для получения нужного эффекта необходимо оба компонента смешивать непосредственно перед приёмом.

Теперь становится понятно, почему на такой товар должна быть разработана техническая документация, как на его изготовление, так и на способ применения. Подобная документация, как само собой разумеющееся, необходима и в случае добавления в мёд ингредиентов не являющиеся продуктами пчеловодства. Например, экстрактов или настоек каких-либо трав, а так же корней, семечек, орехов и прочего. Такой товар, произведённый из нескольких продуктов, однозначно является результатом переработки.

Существует и ещё одна проблема. Пчеловод-любитель имеет право с минимальным количеством документов (паспорт пасеки, результаты экспертизы мёда, медицинская книжка) продавать только натуральные продукты пчеловодства со своей пасеки, но не может реализовывать продукты, являющиеся результатом переработки. Ветслужба не даёт заключений в отношении продуктов, о которых идёт речь. Такой товар может реализовывать предприниматель, который сам и отвечает за всё, что он положил в мёд.

В заключении опять применим тавтологию. Предупреждаем, что сегодня все, кому не лень, могут, как им угодно называть, что угодно, и это им угодное продавать как угодно, кому угодно и сколько угодно. Будьте внимательны. Фальшивыми бывают не только деньги, но и мёд.

Реклама